Виды дефектов

Как снизить вероятность покупки некачественных шин и что делать, если дефекты проявились после приобретения покрышки?

Современные шины являются довольно сложным изделием, требующим строгого соблюдения технологии изготовления, при нарушении которой появляются дефекты. Наружные изъяны должны отсеиваться производителем, а скрытые – могут проявиться только в процессе шиномонтажа и эксплуатации.

Если внутренние дефекты обнаружить при покупке невозможно, то внешние можно установить при тщательном визуальным осмотре.

Осмотр шин при покупке

Шины должны иметь гладкую поверхность, с четким рисунком протектора, хорошо читаемыми надписями и порядковым номером (при его наличии *). В ГОСТе 4754-97 ** приведен перечень производственных дефектов, которые не допускаются в покрышках.

Шины с такими недостатками не должны поступать в продажу (фото 1-4), и при их наличии необходимо отказаться от приобретения. Если они обнаружены после покупки – шина подлежит обязательной замене (см. ниже).

Показатели внешнего вида шин регламентируются ОСТом 38.04417-86, согласно которому некоторые дефекты внешнего вида допустимы, если они не превышают установленных параметров (фото 5-14).

Обнаружив такие недостатки, все же лучше отказаться от приобретения, поскольку они являются косвенным показателем низкого качества продукции. При выявлении указанных дефектов после покупки обменять шины возможно только в том случае, если они не были в эксплуатации.

Нормативных документов на шипованные шины пока нет, но лучше не приобретать такие покрышки с дефектами, показанными на фото 15.

При оплате шин

Возьмите в магазине кассовый и товарный чеки, в последний желательно занести порядковые номера всех шин. В случае предъявления претензий это поможет доказать, где именно куплены шины, а при проведении экспертизы исключит возможность подмены покрышки.

После покупки

Желательно не затягивать с монтажем и балансировкой шин. Хорошо, если магазин имеет собственный шиномонтажный пункт, что упростит процедуру замены брака.

После монтажа и накачки шины надо осмотреть и убедиться в отсутствии дефектов, которые могут появиться под давлением – вздутия (грыжи, фото 1) или перетяжки (фото 16).

Колеса***, на которые смонтированы шины, должны иметь правильную геометрию (табл. 1). В большинстве шиномонтажных мастерских нет оборудования для замера биений. Но опытный персонал может приблизительно определить на глаз заметное превышение допустимых значений и сказать об этом владельцу.

Желательно, чтобы колесо центрировалось (крепилось) на балансировочном станке по крепежным отверстиям. При вращении радиальные и боковые биения поверхностей шины не должны превышать значений, указанных в табл. 2. Если они больше – это заводской дефект.

Если для уравновешивания требуется установка грузиков большего веса, чем допускает ГОСТ (табл. 3), – шина дефектная, о чем мастер обязательно скажет владельцу.

Свое влияние на дисбаланс оказывает и колесо – иногда перестановка шины на ободе может снизить величину неуравновешенности.

Попросите после балансировки переставить колесо в сборе с шиной на станке. При новой установке не должно возникать дисбаланса. В противном случае – центровка на стенде осуществлена неправильно, поэтому неуравновешенность осталась.

Если в процессе шиномонтажа и балансировки были выявлены дефекты шины, необходимо попросить в мастерской какой-либо документ (например, справку), подтверждающий это, и затем предъявить претензии магазину (см. ниже).

После установки шин на автомобиль

Необходимо обратить внимание на перечисленные ниже моменты, появление которых после установки новых шин может указывать на их заводской брак.

Вибрации на руле.

Возникают из-за дисбаланса или силовой неоднородности **** шин. Попробуйте произвести балансировку в другой мастерской, но при этом потребуйте центрирования колеса на стенде по крепежным отверстиям. Если после повторной балансировки вибрации не исчезли, то, скорее всего, это связано с силовой неоднородностью – производственным дефектом.

Увод автомобиля в сторону.

Если давление в шинах одинаковое, то увод может быть вызван заводским браком – смещением брекера (эффект конуса). Чтобы определить, какая шина дефектная, необходимо поменять переднее колесо на заведомо качественное. Если увод изменился – виновато колесо, которое раньше стояло спереди. Если увод остался, необходимо проделать то же самое с колесами другой стороны.

Потеря давления.

Если вентиль исправен, то утечка, вероятнее всего, происходит по борту бескамерной шины, в чем можно убедиться, опустив колесо в воду. Если бортовые закраины обода не имеют следов коррозии и деформации, значит потеря давления связана с заводским браком покрышки.


h4. Эксплуатация шин

Чтобы не возникали дефекты шин и не снижался их ресурс, необходимо соблюдать следующие правила:

  • поддерживать и проверять каждую неделю рекомендованное автопроизводителем давление. Его снижение может происходить не только из-за утечек, но и при понижении температуры окружающего воздуха;
  • не перегружать автомобиль, груз размещать равномерно, чтобы не превышать нагрузку на часть колес. С этой же целью необходимо надежно закреплять груз во избежание его смещения;
  • избегать резких ударов шин об острые предметы;
  • при появлении неравномерного износа-устранить причину (неисправность амортизаторов, неправильные углы установки колес и т. п.);
  • цепи противоскольжения подбирать по размеру и использовать только для преодоления труднопроходимых участков;
  • избегать пробуксовки колес при трогании с места;
  • при появлении увода автомобиля в сторону выяснить и устранить причину (разное давление в шинах, нарушены углы установки колес, подтормаживание одного из них и т. п.).
Если дефекты появились в результате неправильной эксплуатации, то гарантия на шины не распространяется и предъявлять претензии продавцу бесполезно. Эксперты установят, что дефект эксплуатационный, и стоимость проведения экспертизы придется оплачивать потребителю (владельцу шин).

Производственные дефекты могут проявиться не сразу, а после определенного пробега. Наиболее распространенные – местное отслоение протектора, трещины по канавке, перетяжки (фото 16). Но определить, действительно ли дефект производственный или эксплуатационный, сможет только экспертиза. В последнем случае ее будет оплачивать владелец шины.

Гарантийные обязательства на шины

Согласно ГОСТу 4754-97 гарантийный срок службы шин составляет пять лет с даты их изготовления или до предельного износа рисунка протектора. В течение этого срока производитель гарантирует отсутствие производственных дефектов и работоспособность шин при соблюдении правил транспортировки, хранения (относится к продавцу) и эксплуатации (см. выше).