Сохранение оптимальных характеристик нештатного колесного диска

Проблема, возникающая перед автовладельцами, желающими осуществить установку литых колесных дисков, заключается в том, что на рынке предлагаются детали с различными геометрическими параметрами. При этом следует решать вопрос относительно возможности их установки и возникающих в связи с этим последствий.

Легкосплавные диски характеризуются как положительными, так и отрицательными сторонами. Благодаря выполнению их в разнообразном дизайне автомобиль получает индивидуальные характеристики. Подвеска вместе с колесами более точно «отслеживает» неровности дорожного покрытия из-за уменьшения легкими дисками веса неподрессоренных составляющих ходовой, что приводит к лучшему сохранению контакта колеса с дорогой. Однако результатом неправильного подбора колесных дисков станет ухудшение поведения автомобиля на дороге. Понимание геометрических параметров колес автомобиля, зашифрованных в маркировке, становится основным критерием их выбора.

Геометрия – на что она влияет?

Размер подходящей к колесу шины зависит от посадочного диаметра и ширины диска. Отклонения по ширине диска, допускаемые производителями покрышек, имеют пределы ±0,5 дюйма (в некоторых случаях – до 1 дюйма).

В случае применения резины с более низким профилем (к примеру, вместо 175/70 R13 – 175/65 R14) можно устанавливать на машину диск большего размера. Необходимо это для того, чтобы свести к минимальному показателю увеличение наружного диаметра колеса, а иначе колесо будет задевать за колесную арку. Учитывать следует также и то, что одометр и спидометр являются откалиброванными под определенный диаметр колес.

Допустимым отличием диаметра окружности, на которой расположены отверстия под болты, не превышает десятых долей миллиметра. При большем его значении становится сложным выполнение правильного закрепления, поскольку в таком случае нужно будет центровать его попеременной затяжной гаек и болтов. При несоответствии диаметра центрального отверстия с требуемым значением диск нельзя будет надеть на ступицу. Диаметр отверстия с меньшим значением увеличивается с помощью расточки, однако из-за необходимости в высокой точности выполнять данную процедуру может только специалист. Для дисков с большим диаметром используются исключительно центровочные кольца, поставляющиеся нередко вместе с дисками.

Вылет диска в качестве определяющего фактора

Термин «вылет» не совсем точно отображает суть происходящего с диском. Ведь при этом колесо не выступает наружу, а просто фиксируется его сдвиг к середине авто при увеличении вылета, и выдвижение наружу – при уменьшении. От данного показателя зависит в частности возможность размещения диска на штатной нише колеса, а также определенные параметры подвески авто, среди которых плечо обкатки и радиус поворота колеса, а также его ход. В свою очередь, это оказывает влияние на управляемость авто.

Установка колесных дисков с вылетом имеет отличительной особенностью некое значение плеча обкатки, изменяющее работу подвески, рулевого управления и в целом автомобиля. Как известно, плечо обкатки является расстоянием между линией пересечения центральной плоскости вращения колеса с дорогой и точкой пересечения с ней оси поворота колеса. При наружном расположении точки пересечения оси поворота колеса с дорогой относительно плоскости вращения колеса плечо обкатки считается отрицательным, при внутреннем – положительным. От значения плеча обкатки зависит не только курсовая устойчивость авто, но и усилие на рулевом колесе. На основе выше сказанного напрашивается вывод, что максимальное значение отличия вылета от штатного значения должно быть не более пяти миллиметров.

Другие плюсы и минусы

Положительное влияние на качестве выполнения маневров и  устойчивости авто оказывает увеличение колеи, становящееся результатом использования дисков с уменьшенным вылетом. Определенное повышение комфортности управления связано с небольшим увеличением общего хода колеса при равных размерах пружин и рычагов. А благодаря снижению веса колеса не только улучшаются динамические параметры авто, но и в некоторой степени сокращается топливный расход в разных режимах езды.

Однако покрышки, чрезмерно выступающие из арок колес, становятся причиной забрасывания боковины кузова и боковых стекол грязью. Кроме всего прочего, задевание колесных арок шинами приводит к уменьшению углов поворота управляемых колес. Уменьшение эксплуатационного ресурса подвесочных элементов и ступичных подшипников связано с увеличением на них нагрузки.

Результатом увеличения вылета становится смещение колеса внутрь арки. В свою очередь, это приводит к тому, что диск начинает упираться в детали подвески или тормозной суппорт, вследствие чего установка колеса на место становится невозможной. Если же получится установить колесо, произойдет уменьшение колеи, в результате чего ухудшится устойчивость машины, что опять же приведет к задеванию шинами подкрылок или деталей подвесок при маневрировании на предельных углах поворотов колес.

Какие диски покупать?

Для придания автомобилю эстетически привлекательных внешних характеристик, а также обеспечения ему максимальной безопасности необходимо соблюдать правила, касающиеся размеров ширины диска и уменьшенного вылета. Чтобы соблюсти все меры предосторожности, следует провести основательный тест-драйв новых дисков для оценки изменения в поведении машины.

Литые или кованые диски?

Существует два основных метода процесса изготовления легкосплавных дисков: 

  • горячей объемной штамповки:
  • с помощью литья под низким давлением или с противодавлением с дальнейшей механической обработкой.

От дизайна выполнения любого легкосплавного диска в большой мере зависит его масса. Но, как правило, кованые диски характеризуются меньшей массой и лучшей прочностью.

Преимущества и недостатки колесных дисков разного типа

Стальные штамповочные диски:

  • Преимущества – возможность восстановления геометрических размеров после деформации и невысокая цена;
  • Недостатки – большой вес дисков и однообразность дизайна.

Легкосплавные литые диски:

  • Преимущества – относительно невысокая стоимость, относительно малый вес и относительно хороший выбор;
  • Недостатки – низкий уровень механической прочности, необходимость применения увеличенных специальных крепежных болтов и большая по сравнению со стальными изделиями стоимость.

Кованые диски из легких сплавов

  • Преимущества – хорошая прочность и минимальный вес;
  • Минусы – большая цена и меньшее разнообразие дизайна по сравнению с литыми дисками. 
← Предыдущая статья Следующая статья →

Все статьи