Разболтовка колесных дисков

Автомобиль, оснащенный оригинальными и современными колесными дисками, обладает солидным и респектабельным внешним видом по сравнению с транспортным средством, у которого они не установлены. Заприметив их, многие автолюбители не прочь оснастить и своего «железного коня» такими изделиями. Конечно, любая модернизация авто – это хорошо, но при этом следует помнить о влиянии нововведений на технические характеристики машины и ее безопасность во время движения. Таким образом, установка колесных дисков будет целесообразна, если они будут соответствовать определенным производственным параметрам, таким как разболтовка диска. Однако если речь идет о ней, нельзя также не затронуть тему маркировки колес. Для всех изделий она идет стандартной и одинаково проставляется для всех дисков. Расшифровать маркировку можно на следующем примере: 6,5Jx13H2 ET30 PCD: 5/112 d 66.6, где цифра 6,5 – это ширина диска, измеряемая в дюймах; 13 – диаметр самого диска, также отражается в дюймах; ЕТ30 – значение вылета колеса (учитывается в миллиметрах) и 5/112 – величина, содержащая сведения о разболтовке колесного диска.

Разболтовка колесного диска и ее значение

Разболтовка играет ключевую роль в обеспечении безопасности движения. При подборе колесного диска не принимая во внимание этот показатель, велика вероятность возникновения проблем, связанных с управляемостью транспортного средства. На первый взгляд отсутствие разболтовки ни к чему не приводит, но при поездке на дальние расстояния диск начинает биться об ступицу, что негативно сказывается на состоянии подвески или рулевого колеса.

В случае отсутствия необходимой разболтовки многие автолюбители подбирают такие модели колесных дисков, у которых значение PCD немного отличается в большую сторону. Получившуюся разницу сглаживают при помощи использования центровочных колес. Однако такое решение не способно улучшить управляемость автомобилем, а, наоборот, в случае чрезвычайной ситуации такая модификация может лишь ухудшить положение.

Чтобы не допустить подобных случаев, существуют таблицы совместимости, данные которых необходимо учитывать. Они предназначены для всех автомобилей и включают в себя сведения о вылете диска, разболтовке, а также его диаметре. Однако сведения, полученные из этой таблицы, приблизительны и в основном носят характер рекомендаций, поэтому оптимальным вариантом при выборе диска будет провести консультацию со специалистом.

Возвращаясь к упомянутой выше формуле, значение разболтовки означает следующее: цифра 5 указывает количество болтов на диске; значение после дроби 112 отражает диаметр окружности, на которой находятся установочные болты. Последняя величина имеет стандартное значение и именуется PitchCircleDiameter. Первые буквы данной аббревиатуры складывают PCD (измеряется в миллиметрах).

Какую важность представляет собой вылет колеса

Вылет – это расстояние между плоскостью, в которой диск прижат к ступице, и центром ширины колеса. В случае совпадения данных площадей его величина считается нулевой. В показанном примере вылет обозначается буквами ЕТ. Его значение, равное 30, обозначает то, что зазор, образовавшийся между центральной осью ширины диска и привалочной плоскостью, составляет тридцать миллиметров. При этом, вылет может составлять как отрицательное, так и положительное значение. В формуле он идет с плюсом, в обратном случае перед его значением шел бы знак минус. Однако стоит отметить, что французские производители обозначают вылет словом DEPORT, а многие другие страны – .OFFSET.

Вылет колеса, как и его разболтовка, – это наиболее значимые показатели, которые необходимо обязательно учитывать в процессе установки новых дисков. Если PCD имеет отрицательное значение, то диск начинает выпирать наружу, из-за чего возможно его упирание в арку при осуществлении поворота. Если у вылета положительная динамика, то диск располагается внутри. Приобретение колеса без учета этих данных может привести к невозможности монтажа, так как основные составляющие и узлы подвески будут этому мешать.

Каким образом можно рассчитать разболтовку колесного диска

У большинства автомобилистов возникает вопрос: каким образом можно самостоятельно вычислить разболтовку колесного диска. Первый показатель, отраженный в формуле до дроби, определить не составит труда. Для этого лишь необходимо пересчитать количество болтов. Однако когда речь заходит о разболтовке, ее вычислить гораздо труднее. Существует множество способов как это можно сделать. Среди них выделяют самый простой и доступный (схема показана на рисунке). Он заключается в следующем:

  1. Следует определить величину A. Для этого с помощью штангенциркуля вычисляется расстояние между стенками соседних зазоров.
  2. К полученному результату необходимо прибавить диаметра крепежного отверстия.
  3. Если на колесном диске расположено три отверстия, то применяют первую формулу, показанную на схеме, если 4 отверстия, то подходит вторая формула, третья предназначена для пяти прорезей.

В результате математических вычислений определяется величина В, которая и будет показывать величину разболтовки.

Основными видами колесных дисков, которые реализуются на рынке, являются:

  • стальные;
  • литые;
  • кованые.

Широкое распространение и популярность стальных изделий обуславливается их небольшой стоимостью и возможностью производить рихтовку в случае необходимости. Она важна для обеспечения стойкости к различного рода ударам, которые могут привести к расколу диска. Величина разболтовки для таких изделий должна соответствовать норме, установленной изготовителем.

Основным отличием литых дисков является их легкость. При этом они чрезмерно подвержены коррозии. Разболтовка литых дисков также должна равняться штатному значению, обозначенному в инструкции по управлению авто.

Кованые диски чрезвычайно прочны, не подвержены коррозии и не разламываются при нанесении сильных ударах. При этом в случае деформации отремонтировать его не составит труда. Разболтовка этих дисков, а также тех, что выполнены из другого материала, в любом случае должна равняться установленному значению.

Таким образом, при выборе дисков, главное, что следует учитывать кроме их легкости и прочности – это приемлемая величина разболтовки, установленная изготовителем транспортного средства. Поэтому осуществление любой модернизации автомобиля – это хорошо, но наряду с этим необходимо обязательно обращать внимание на факторы, от которых зависит безопасность, как машины, так и находящихся в ней владельцев. Разболтовка является именно таким показателем. Ее полное соответствие норме гарантирует безопасное движение на дороге. Из этого следует, что PCD – гораздо более важная величина, чем желание произвести впечатление на окружающих при помощи элитных колесных дисков, но установленных неправильно.

← Предыдущая статья Следующая статья →

Все статьи