Аквапланирование. Недооцененная опасность.

 

Аквапланирование, коварное и зачастую внезапное для водителя явление, степень опасности которого сложно оценить.

 

Как это случается?

 

Так называемый эффект аквапланирование состоит из водяного слоя между контактной поверхностью шины и дорожным покрытием. Перед самой шиной возникает волна воды, которая не может размыться достаточно быстро, что приводит к частичной потере сцепления с дорогой. В крайних случаях шина полностью теряет сцепление с дорогой, машина становится неуправляема и не реагирует ни на использование рулевого управления, ни на использование тормозов.

На зависимость автомобиля от эффекта аквапланирования в большой степени влияют системы помощи автомобиля, такие как ESP или ABS, так как происходящее уменьшение трения в точке контакта сродни движению по льду. В случае полной потери сцепления с дорогой, даже системы помощи не в состоянии улучшить ситуацию.


 

На аквапланирование влияют следующие факторы:
 

  1. Глубина
    Чем выше уровень воды на дороге, тем меньше предельная скорость, до которой еще будет сохраняться сцепление с дорогой и, следовательно, управляемость.
     
  2. Скорость движения
    При глубине водяного слоя до 7мм для автомобилей оснащенными новыми шинами (с высотой протектора 8мм) рекомендуется не превышать скорость 75-85км/ч. Для автомобилей оснащёнными узкими шинами (155м) рекомендуемая максимальная скорость 90км/ч. После сильных дождей или в период активного таянья снега, когда толщина водяного слоя может превышать 7мм, рекомендуется ездить со скоростью существенно ниже 80 км/ч. Автомобилям оснащенным старыми или восстановленными шинами, рекомендуется ездить менее 80км/ч на мокрых дорогах, т.к. высота их протектора существенно ниже заводского показателя (8мм).

     
  3. Ширина профиля
    Вода в передней части вращающегося колеса не может достаточно быстро стекать в поперечном направлении к контуру шины и накапливается в качестве своего рода головной волны. Эта зона также называется площадью всплеска. Чем шире шины, тем больше воды должно быть перемещено. Это означает, что более широкие шины более подвержены эффекту аквапланированию, при прочих равных условиях. Для уменьшения влияния этого эффекта, производителя применяют специальные меры в виде более сложного профиля и дизайна контура.

     
  4. Глубина протектора
    Для обеспечения контакта между блоками протектора и землей и удаления воды используются фасонные канавки. Объем канавки бежду блоками протектора напрямую зависит от глубины протектора. Именно поэтому шины с меньшей глубиной протектора более подвержены эффекту аквапланирования. Исследования показали, что при глубине протектора около 3мм и менее, при торможении со скорости 100 км/ч, даже на просто влажной дороге автомобиль подвержен эффекту аквапланирования.



     
  5. Давление в шинах
    Подверженность шины эффекту аквапланирования в значительной степени зависит от правильного давления в шине. Чем более низкое давление в шинах, тем легче шине потерять контакт с дорогой. Поэтому водитель должен регулярно проверять давление в шинах, чтобы уменьшить чувствительность аквапланирования в дополнение к глубине протектора.



     
  6. Дорожные условия
    Аквапланирование может произойти по время и после сильных дождей, во время наводнения, паводка или во время активного таянья снега. Однако, из-за более высоких скоростей на многополосных автострадах, последствия его наиболее серьезные. На эффект так влияют качество дороги, её рельеф и покрытие. Наличие рытвин, выбоин, трещин и канавок увеличивают шанс автомобиля поплыть, низменный рельеф дороги приводит к скапливанию на ней воды, а материал дорожного покрытия влияет на скорость стекания воды в поперечном направлении.



Как этого избежать?

 

Контроль автомобиля:

  • Регулярно проверять глубину протектора по все поверхности шины. В качестве опорного значения глубины рисунка протектора принято считать 3,5мм
  • Регулярно проверяйте давление в шинах и при необходимости отрегулируйте его
  • Выбирайте шины с направленным дизайном рисунка протектора
  • Приобретайте хорошие шины, не экономьте на своей безопасности.

 

Действия при или после обильных дождей:

  • Снизить скорость. Не вводите в заблуждение других водителей своей быстрой ездой.
  • Включить ближний свет.
  • Настройте работу щеток стеклоочистителя для обеспечения максимальной видимости.
  • Обратите внимание на колеи на дороге и не едьте по ним, они заполнятся водой в первую очередь.
  • Приглушите магнитолу, чтоб слышать изменения в работе двигателя и шум колес.
  • Если всё-таки колеса поплывут, выкручивайте руль и не тормозите, отключите двигатель.
  • Владельцам заднеприводных автомобилей необходимо быть особенно внимательными, так им гораздо сложнее обнаружить потерю сцепления с дорогой передних колес.


     
← Предыдущая статья Следующая статья →

Все статьи